Екатерингофский дворец

 

 

 

1711 г. -



В апреле 1703 г. Петр I осадил в устье Невы неприятельскую крепость Ниеншанц, гарнизон которой сдался 1 мая. Спустя несколько дней, не зная о капитуляции, два шведских корабля – галиот «Гедан» и шнява «Астрильд» вошли в Неву, спеша на помощь осажденной крепости. В результате ожесточенного абордажного боя суда были захвачены. Этот день 7 мая 1703 г. считается днем первой победы российского военно-морского флота в Северной войне.



Спустя восемь лет в Санкт-Петербурге, новой российской столице, «для сей преславной морской баталии, в знак сей победы, недалеко от места сражения, вблизи деревни Калинкиной Петр заложил дворец с садом, назвав усадьбу «Екатерингоф» («двор Екатерины»), он подарил его своей супруге.

Предположительно, первое здание дворца это перенесенный сюда из города один из разобранных царских домов.



В 1716 г. талантливый гравер А. Ф. Зубов выполнил знаменитую гравюру «Панорама Санкт-Петербурга» - с документальной точностью автор передал облик новой столицы. «Панораму» дополняли одиннадцать клейм, исполненных самим Зубовым и А. И. Ростовцевым – изображение отдельных зданий города и его окрестностей. Среди них гравюра «Сант Катерин Гоф», не имеющая подписи автора, ее приписывают Зубову.



В 1745 г. Елизавета Петровна распоряжается перенести в Екатерингоф один из старых летних дворцов. Дом предполагалось разделить на две части и поставить на каменном фундаменте по обеим сторонам Екатерингофского дворца. Разборка и перенос в Екатерингоф старого Летнего дома, принадлежавшего Анне Иоанновне, состоялось только в 1748 г. Одна половина Летнего дома должна была располагаться на месте кухни, вторая – по другую сторону существовавших хором. Кухню же следовало перенести за дорогу, проходившую мимо Екатерингофа, и поставить в лесу. Пока велись подготовительные работы, Елизавета Петровна внесла некоторые изменения в свой указ и распорядилась с обеих сторон перевезенного дома по нескольку покоев поставить в Анненгоф. Архитектору Герману ванн Болесу были заказаны чертежи планов и фасадов. 18 мая 1748 г. Елизавета указала по представленному плану и фасаду пристроить два небольших флигеля, и, соединив под одну кровлю, накрыть железом. В одном из флигелей разместили лестницу, в другом большой парадный двусветный зал. Во флигелях дворца были выложены камины. Устройство их поручили известному в то время «штукатурного и гротического дела мастеру» Игнатию Росси. Обширная открытая терраса, обнесенная балюстрадой, украшала главный дворцовый фасад, выходящий к дороге (ныне Лифляндская ул.). На террасу вела широкая лестница. От гаванца по двум боковым лестницам можно было подняться на специальный помост, устроенный перед зданием со стороны залива. Внутренняя отделка помещений была завершена ванн Болесом в 1749-1750-х гг. В нижнем этаже сохранили убранство комнат как было при Петре, в верхнем этаже покои были пышно убраны.


В 1826 г. дворец в Екатерингофе вновь был принят в ведение гоф-интендантской конторы.



Во время реставрационных работ 1820-х гг. фасады были расчищены от более позних наслоений, дворец приобрел привлекательный вид. Стены были облицованы дорогими сортами фанеры. Внутри здания выполнили большие работы по перепланировке помещений. Дворцу был возвращен облик, характерный для архитектуры первой четверти XVIII в. После реставрации, проводившейся под руководством арх. М. А. Овсянникова, дворец превратили в музей, который весной и летом открывали для всеобщего обозрения.



Убранство комнат нижнего этажа сохранило черты Петровской эпохи. Неприкосновенной осталась спальня Петра Великого: небольшая, довольно низкая комната с одним окном и выбеленными стенами. В ней стояла сосновая кровать, сделанная самим царем. На стене висела икона Владимирской Божией Матери и голландский морской пейзаж. Здесь же находились два компаса и небольшое зеркало.



Перед спальней императора стоял шкаф, в котором находился его синий кафтан с золотым шитьем, который Петр носил во всех сражениях.



Каминная комната первого этажа служила приемной. Над камином висел большой уникальный настенный ветровой прибор, украшенный картой Северной Европы. Его стрелка соединялась с флюгером на крыше дворца и показывала направление ветра.



Убранство нескольких комнат первого этажа по стилю относилось к эпохе Елизаветы Петровны. Двусветный Большой приемный зал или Зал Совета часто служил обеденным или танцевальным. Это было одно из главных помещений дворца. Стены были отделаны нарядной блестящей тканью. Ее изготовили на одной из петербургских бумагопрядильных мануфактур по имевшимся старым образцам. В дальнейшем ткань эта была заменена китайской пунцовой материей, расписанной сценками из китайского быта. Возможно, плафон украшала роспись. Над живописным декором дворца работали акад. Ф. Торичелли и мастер Ф. Брандуков.



Из зала две двери вели на террасу, две другие - в комнаты дворца. Между последними размещалась большая голландская печь, отделанная сине-белыми изразцами. Возможно, именно ее выполнил печной мастер Витмарк, т. к. в 1751 г. в Екатерингофе «он делает одну изращатую печь». Для нее были приобретены живописные гамбургские изразцы и двенадцать декоративных «изращатых столбов» у гончарного мастера Вилима Эльбрехта. В середине зала стоял большой стол «о семнадцати ножках», с овальной складной столешницей (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Стол был сделан из лиственницы в Архангельске и привезен Петру I. Украшением зала служила бронзовая люстра с восьмью рожками для свечей, декорированная фарфоровыми розами, нарциссами и др. цветами, искусно расписанными красками.



В одну из богато убранных комнат собрали вещи, непосредственно связанные с Петром. На стене лестницы, ведшей на верхней этаж висела шуточная карта «Азиатской России», по преданию, Петр экзаменовал ради смеха по этой карте нетвердо знающих географию.



В одной из комнат второго этажа располагались «тканные картины», изготовленные мастерами Императорской шпалерной мануфактуры, исполненные как до 1732 г, когда мануфактура располагалась на территории Екатерингофа, так и после ее перевода в Литейную часть.



Две комнаты второго этажа были обставлены китайской мебелью, покрытой черным лаком, создающим прекрасный фон для росписи золотом. Мебель и все вещи, находящиеся в этих комнатах были привезены еще при жизни Петра I посланником в Пекине лейб-гвардии капитаном Л. В. Измайловым. Он был отправлен в Цинскую империю во главе посольства в 1719 г.



На втором этаже размещалась также библиотека, собранная графом М. А. Милорадовичем, содержащая более ста книг. Все эти книги освещали эпоху, жизнь и деятельность Петра I.


В конце XIX в. вместе с запустением усадьбы, дворец также приходит в упадок и требует ремонта.



В 1907 г. все предметы обстановки Екатерингофского дворца были перенесены в Зимний дворец. С тех пор петровский дворец пустовал.



В 1917 г. был создан клуб Нарвско-Петергофского района, который первоначально располагался на Старо-Петергофском проспекте. Но вскоре клубу и районной организации Социалистического Союза Рабочей Молодежи городские власти предоставили пустовавшее дворцовое здание. Правда, находились здесь они недолго. Потом дворец снова был брошен.



В начале 1922 г. было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академического центра (Главнаука), которое ведало вопросами охраны памятников старины и искусства. Большая часть имущества Министерства Императорского двора перешло в ведение Главнауки, а именно отдела музеев. В числе переданного был и Екатерингофский дворец, который в том же году был передан обществу «Старый Петербург». В августе 1922 г. в Бюро охраны общества поступил отчет его члена – старосты Екатерингофского района

Ю. Яковкина об обследовании дворца и парка. Сообщалось, что дворец сильно обветшал, но в удовлетворительном состоянии, обстановка вывезена еще до войны. Внутри сохранились еще голландская печь и два камина, которые желательно бы сфотографировать. Дворец охраняется.



6 июня 1923 г. во дворце случился пожар. Огонь был быстро потушен. Но успел нанести зданию значительный ущерб. Больше всего повреждений получил Большой двусветный зал. Главнаука распорядилась восстановить дворец, что было поручено Реставрационной мастерской под руководством А. Ф. Шварца. Работы следовало завершить в том же году. Но и в 1924 г. здание после пожара не было восстановлено. Дворец опять переходил из рук в руки: от Главнауки к Губоткомхозу, затем к обществу «Старый Петербург» (хотя общество отрицало этот факт), снова к Главнауке. Заговорили о возможности использования его помещений для жилья рабочих Нарвской заставы.



27 октября 1925 г. снова произошел пожар в результате недосмотра сторожа. Ущерб был нанесен залу с каминами, на втором этаже выгорело две комнаты. 8 декабря – новый пожар, выгорела почти вся левая часть здания, разрушились старинные голландские печи.



В соответствии с решением общества «Старый Петербург» была произведена фотофиксация состояния здания. В начале марта 1926 г. приступили к разборке большой изразцовой печи, т.к. было решение перенести ее в Русский музей. Но печь в музей не поступила. Снятые изразцы исчезли.



24 апреля 1926 г. специальная межведомственная комиссия произвела осмотр Екатерингофского дворца, 5 мая было совершено повторное обследование. Комиссия решила произвести полное восстановление погоревшего здания Екатерингофского дворца. Реставрационный совет Главнауки в Москве отклонил ходатайство об отпуске денег на восстановление дворца. В июне 1926 г. был заключен договор о продаже здания на слом.

 

Исторический портал

Aladdin

Адрес: Россия Санкт Петербург Гражданский пр.


E-mail: Salgarys@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz